Грузовые автомобили и спецтехника Саратов Грузовые автомобили и спецтехника Саратов Грузовые автомобили и спецтехника Саратов
ГлавнаяО насГрузовые автомобилиКаталогСтатьиОрганизации
Поиск
Спецтехника
Грузоперевозки
 
Алтай Автолидер Саратов  
Элвис-Автоцентр Саратов
 
Опрос
Доверяйте ли Вы подержанной технике?

Да

Нет

Только западной

Да, германским производителям

Зависит от фирмы-производителя

Архив опросов
Главная страница / Статьи / Спецтехника /

Робот-вездеход TerraMax

Робот-вездеход TerraMax

Робот-вездеход TerraMax Что за странный грузовик изображен на наших фотографиях? Почему у него такая необычная кабина и зачем ему целых три видеокамеры на капоте?

Это — американский робот-вездеход TerraMax, теоретически способный передвигаться по бездорожью в «беспилотном» режиме. Но, как известно, теория часто расходится с практикой...

Строго говоря, грузовой транспорт с автоматическим управлением — уже не новость. Такие машины встречаются, к примеру, на заводских территориях или на громадных грузовых терминалах. Но их судьба — сновать челноком по одному и тому же маршруту, не отклоняясь от него «ни на шаг». Скорость передвижения строго ограничена, направление движения определяет кабель, проложенный под дорогой...

Дать автомобилю «полную свободу» никто не решался — до поры до времени. И вот такая пора пришла: около года назад исследовательское агентство Министерства обороны США (DARPA) объявило конкурс Grand Challenge (в вольном переводе — «Большие гонки») на разработку автомобилей-роботов. Победителю был обещан приз в миллион долларов — причем размеры машин, их конструкция и тип привода роли не играли.

За дело взялись команды из различных университетов США — и к марту нынешнего года на свет появилось более двух десятков разнообразнейших машин-роботов.

Одним из таких роботов и стал грузовик-автомат TerraMax, спроектированный студентами и преподавателями из университета Огайо. Еще в 1997 году эта команда построила два легковых автомобиля с радарным контролем, а в 1999 году спроектировали машину, которая управлялась с помощью спутниковой навигации.

На этот раз в качестве «донора» был выбран армейский полноприводный грузовик Oshkosh MTVR. Эта машина с независимой подвеской была в свое время спроектирована по заказу морской пехоты США: ее полная масса — 14 т, а под угловатым капотом расположен 425-сильный двигатель Caterpillаr.

Первым делом разработчики переделали механизмы управления (об этом — чуть позже), установили источники электропитания для компьютеров и дополнительный топливный бак — чтобы обеспечить 10-часовой запас хода.

Параллельно были разработаны необходимые программы и алгоритмы; а затем создатели обеспечили передачу команд от компьютеров на исполнительные механизмы грузовика.

В итоге на смену морскому пехотинцу-«водиле» пришли (загибайте пальцы!) шесть видеокамер, четыре лазерных дальномера, два радиолокатора и 12 ультразвуковых «парктроников».

Сигналы от них обрабатываются шестью мощными компьютерами; кроме того, здесь есть центральный процессор (он работает с двумя спутниковыми навигаторами, компасом и инерциальной системой навигации).

Этот «мозг» высчитывает скорость и ускорения машины по трем координатным осям, ее положение в пространстве, определяет положение на местности и, наконец, вырабатывает сигналы для исполнительных механизмов. И все это — без какого-либо (пусть даже дистанционного) участия людей!

Само управление грузовиком происходит так. Рулевой вал приводится во вращение гидромотором с электронным управлением; на тормозную педаль давит пневмоцилиндр, а управление подачей топлива и автоматической коробкой передач — полностью электронное.

Непонятно только, зачем разработчики оставили узкие стекла в кабине и зеркала заднего вида. Смотреть-то в них некому!

Робот-вездеход TerraMax За неделю перед гонкой организаторы устроили квалификационный заезд на одной из закрытых гоночных трасс. «Квалификацию» прошли меньше половины претендентов — и TerraMax оказался в числе счастливчиков. Только он смог объехать неподвижное препятствие! Кстати, одну из команд дисквалифицировали за обман: комиссары обнаружили «подпольную» систему дистанционного управления.

К старту допустили только 15 экипажей: роботы должны были проехать 228,5 км по калифорнийской пустыне Мохав. На трассе были участки шоссе и бездорожья, броды, равнинные и горные «спецэтапы», повороты различной крутизны.

На весь путь отводилось десять часов, причем точный маршрут организаторы держали в секрете до последнего момента — чтобы исключить предварительную подготовку. Только за три часа до старта команды получили «легенду» — запись маршрута на компакт-диске. Оставалось вставить эти компакт-диски в компьютеры машин-роботов и запустить двигатели...

Все окрестные дороги были закрыты для движения, вдоль трассы расположились два десятка аварийных тягачей; а за каждым роботом следовал автомобиль сопровождения, в котором была «аварийная» кнопка — для дистанционного выключения по радиоканалу.

В момент старта грузовика организаторы чуть не силой отгоняли любопытных и журналистов от забора: они боялись, что многотонная громадина выйдет из подчинения и начнет крушить все вокруг.

К счастью, этого не произошло, но… Terramax не проехал и двух километров, когда в его системе навигации произошел сбой. Грузовик внезапно свернул с дороги в глубокий кювет — и не смог выбраться оттуда.

А еще через четыре часа, проехав всего около 12 км, сошел с дистанции последний «участник». Остальные не дотянули и до этого рубежа, а кое-кто даже не смог пересечь линию старта. К примеру, беспилотный мотоцикл проехал только двадцать метров, после чего не удержал равновесия и упал.

Впрочем, неудача не обескуражила создателей грузовика-робота. Они заявили: «Мы доработаем программу и поставим на машину дополнительный сканирующий радар. И, конечно, для испытаний надо выбрать объект поменьше, чем армейский грузовик». Может, к концу 2005 года (тогда должно состояться второе «беспилотное» ралли) у них что-нибудь и получится…

По материалам сайта: www.bazatran.by.ru

Просмотров: 4248

Смотрите также:
Грузовые автомобили MAN / TGL
Тягачи Freightliner Century
КАМАЗ 65117
Грузовой автомобиль MAN TGM
Дальнобойная газель
Седельный автомобиль (тягач) КАМАЗ 54115 (6х4)
Грузовые автомобили / LE/ME 2000
КАМАЗ-4308 – одним взглядом
Грузовые автомобили – TGA
КАМАЗ 43114 бортовой тягач (6х6)
Самый роскошный Volvo. Volvo VN770
Автомобиль КАМАЗ-55111 (самосвал 6х4)
Концепт-трак IVECO
КАМАЗ 43118 бортовой (6х6)
Желтый Express, или 45000 км на Kangoo
Scania. Королева Австралии
Чертов локомотив IVECO Cursor 13
Прицепы марки "лето"
Mercedes-Benz Vito и Viano
Cамый мощный Sisu
КамАЗ-2003. Часть I: «дальнобойщик»
Модернизированные ГАЗели
СуперЗИЛ из Тольятти

 
Макс Авто Саратов

Грузовые автомобили Саратова

Транспортные перевозки Саратов
Карта сайтаОбъявленияТерминыФотогалерея Грузовые автомобили и спецтехника Саратов
© 2005 - 2006 «Информационные Сайты Саратова»